Что такое карбон? Карбон
- это композитный материал, состоящий из переплетенных нитей углерода и
скрепленных эпоксидными смолами.
Основная составляющая часть
карбона – это нити углерода (по сути, тоже самое что и, например,
стержень в карандаше). Такие нити очень тонкие, сломать их очень просто,
а вот порвать достаточно трудно. Из этих нитей сплетаются ткани. Они
могут иметь разный рисунок плетения (елочка, рогожа и проч.). Для
придания еще большей прочности данные ткани из нитей углерода кладут
слоями, каждый раз меняя угол направления плетения. Слои скрепляются с
помощью эпоксидных смол.
В настоящий момент карбон получил очень
широкое распространение и применятся во многих отраслях. Из него
делаются капоты, бамперы, спойлеры, распорки стоек, детали салона,
элементы кузова. Применяют карбон и не только в автомобилях. Его можно
встретить и на катерах, на яхтах, мотоциклах, снегоходах, самолетах и
прочей летающей технике.
Плюсы и минусы У
карбона есть как свои плюсы, так и минусы. Основными достоинствами
являются прочность и небольшой вес. По прочности карбон не уступает
большинству металлов, а по весу карбон на 40% легче стали и на 20% легче
алюминия. Кроме того, детали из карбона превосходят по прочности детали
из стекловолокна. Этим и обусловлено широкое применение карбона в
автоспорте. Ведь в автоспорте снижение веса при сохранении прочности
является очень важным моментом. Например, кокпиты болидов Формулы 1
выполнены из карбона.
Теперь о минусах. Первое что тормозит
продвижение карбона в "массы автолюбителей" - это конечно цена. По
стоимости детали из карбона значительно превосходят аналогичные детали
из стекловолокна. Высокая стоимость карбона обусловлена, прежде всего,
более сложной технологией производства и большей стоимостью производных
материалов. Например, для проклейки слоев используются более дорогие и
качественные смолы, чем при работе со стеклотканью, а технология
производства деталей подразумевает наличие более дорогостоящего
оборудования, к примеру такого, как автоклав.
К минусам карбона
можно отнести и боязнь точечных ударов. Например, капот из карбона после
некоторого времени эксплуатации может превратиться в решето после
частого попадания мелких камней.
Также, детали из карбона
подвержены выцветанию под воздействием солнечных лучей. Т.е. после
определенного времени цвет будет отличаться от первоначального.
Стоит
отметить и невозможность восстановления после повреждений. Т.е. в
отличие от металлических деталей или деталей из стеклоткани восстановить
первоначальный вид карбоновых просто невозможно. Поэтому, после даже
незначительного повреждения всю деталь придется менять целиком.
Имитация
карбона Как ни парадоксально, автолюбители полюбили карбон
не из его прочности и малого веса, а из-за внешнего вида. Но для того
чтобы сетка карбона радовала глаз владельца автомобиля совсем не
обязательно, чтобы детали были именно из карбона. В настоящее время
придать детали видимость выполнения из карбона можно несколькими
способами. Самый простой и дешевый это использование ПВХ пленок с
рисунком под карбон. Таких пленок в последнее время выпускается
предостаточное количество. Ими можно обклеить как простые детали, так и
более сложные по форме. В последнем случае используется фен для нагрева и
вытягивания в нужном направлении. Конечно, обтягивание сложных
элементов требует специальных навыков, поэтому без специальной
подготовки, простому автолюбителю качественно обклеить сложные по форме
детали практически не возможно. Это лучше доверить профессионалам. Благо
фирм, предоставляющих такие услуги, становится все больше с каждым
днем. Они предлагают не только обклейку определенных деталей салона и
экстерьера, но и полную обтяжку кузова пленкой под карбон.
Второй способ придать деталям видимость
структуры карбона можно посредством "Аква- печати". Эта технология
подразумевает обтяжку деталей специальной пленкой под давлением воды и
требует наличия специального оборудования и материалов. При таком
способе покрытие получается более качественное и становится возможным
нанесение рисунка карбона на самые сложные по форме детали. Детали после
такой обработки по внешнему виду ничем не отличаются от настоящего
карбона. Недостатком данной технологии является более дорогая цена и
малое количество фирм оказывающих данную услугу. Но второе в скором
времени перестанет быть проблемой, так как все больше и больше
тюнинговых ателье и автосервисов обращают свое внимание на данную
технологию.
Кстати, вы, наверное, не раз видели в
объявлениях о продаже японских автомобилей такую фразу – "салон карбон".
На самом деле детали салона выполнены не из карбона (конечно, если
хозяин автомобиля не поменял их на настоящие карбоновые) и из пластика
обтянутого по технологии "Аква-печать". Например, такие салоны в
стоковой комплектации имеют некоторые модификации Toyota Chaser.
Ну
и третий вариант придать детали вид карбона – это аэрография. Но
конечно по внешнему виду (имитация карбона) она значительно уступает
предыдущим двум способам. Так как выполнить рисунок в виде правильной
геометрической сетки карбона аэрографом практически не возможно. Даже
используя различные трафареты, точного совпадения добиться нереально.
Так что отнести данный способ можно просто к извращенству.
Надеемся,
данная статья поможет вам в нелегком деле тюнинга скутера и позволит
понять, а так ли вам нужны детали из карбона, если можно сделать все
более дешевле и по внешнему виду неотличимо от настоящего карбона.
|