То, что цепь нужно периодически мыть и
смазывать, знают все. Зачем? Всего лишь для увеличения срока службы
цепи и звезд. Чем это лучше всего делать? Продаются фирменные
аэрозольные баллоны со смазкой. В чем их отличие от обычного моторного или
трансмиссионного масла? Можно смазать и обычным маслом, но в баллоне
масло разбавлено растворителем, и после того, как вы распылили смазку,
растворитель испаряется и остается достаточно густое, липкое на ощупь
масло, которое потом не будет капать вам на сапог. Какое бы масло вы не
использовали, если, у вас современный мотоцикл с цепью типа O-Ring,
масло внутрь шарниров все равно не попадает, так что смазывается
наружная часть цепи и звезды. Проверку и регулировку
натяжения цепи нелишне уметь делать самому, даже если вы постоянно
обслуживаетесь на сервисе. Во-первых, до сих пор попадаться мотоциклы с
перетянутой после СТО цепью и вы сами сможете это обнаружить. Во-вторых,
старая цепь, подходящая к концу или переходившая свой нормальный срок
службы, растягивается настолько быстро, что проверять ее нужно после
каждой поездки. Проверять можно, если известно, каким должно быть
провисание. На мотоцикле ищите наклейку с указанием необходимой величины
провисания цепи. Обычно она находится на маятнике, прямо перед носом
того, кто присел и собрался натянуть цепь. Не нашли наклейку? Это хуже,
поскольку в зависимости от типа мотоцикла эта цифра сильно меняется. У
спортбайков с небольшим ходом подвески она обычно лежит в пределах —
2,5-3,5 см, у эндуро около 4 см, у кроссовых мотоциклов с большими
ходами подвески цепь настолько свободна, что без успокоителей не
обойтись. Как же быть, если никакой информации у вас нет? Максимальное
удаление ведущей и ведомой звезд друг от друга наступает, когда маятник
становится в горизонтальное положение, тогда и происходит максимальное
натяжение цепи. Поэтому зовете двоих, а то и троих тяжелых друзей,
сажаете их на мотоцикл, и когда маятник станет в горизонт, проверяете
цепь. Она не должна натянуться в струну, провис должен оставаться в
пределах 0,5-1 см. Этот рецепт проверки подходит любому мотоциклу. Если
цепь при ходе маятника натягивается в струну, это приводит к повышенному
износу цепи, звезд, подшипников коробки и задней звезды. Вам их не
жалко? Хорошо, но натянувшаяся цепь блокирует дальнейший ход подвески, и
на буграх Вы получаете пинки под зад. Если и зад у вас
нечувствительный, идем дальше. Кочка в повороте, которую должно было
облизать колесо, подбросит на заблокированной подвеске весь мотоцикл, и
неожиданное падение будет последним аргументом в пользу правильной
регулировки.
Натягиваем цепь. Расслабляем гайку на оси заднего колеса.
Регулировочными болтами отодвигаем колесо назад. Следим, чтобы с обеих
сторон осталось одинаковое количество меток на маятнике. После того, как
натяжение отрегулировано, зажимаем ось и контрим регулировочные болты.
Что происходит при эксплуатации сильно изношенной цепи? Шаг звеньев
увеличивается, и ролики начинают бежать по вершинам зубьев звезды. Тем
самым очень быстро изнашивается звезда. Ну и что, все равно менять! —
скажет экономный. Вроде бы все равно, да не совсем. В один прекрасный
день ролик цепи ляжет точно на вершину зуба. Рывок, удар, и, в лучшем
случае — просто порванная цепь, которая полетела в стекло автомобилю, а в
худшем — все то же самое, только еще и разбит подшипник в коробке,
кусок картера отломан… P.S. С улыбкой на лице читают о проблемах с
цепью владельцы карданных и ременных передач. О том, что подстерегает
их мы расскажем в следующий раз…