Перед
написанием этой статьи я почитал публикации о карбюраторах в рунете.
Обнаружил только, что журнал «Мото» опубликовал подобную информацию в
октябрьском номере 2005 г. Саму статью я так и не нашел. Принцип
работы карбюратора. Про принцип работы карбюратора написано много, на
мой взгляд об этом рассказано наиболее полно и доступно в статье,
найденной в интернете. (*Источник сайт moto.com.ua): Принцип
работы и регулировка карбюратора Многие рано или поздно сталкиваются по
каким либо причинам с необходимостью регулировки карбюратора. Но не все
знают как правильно это сделать. Данная статья может пригодится Вам в
такой ситуации... Карбюратор на первый взгляд выглядит сложным
устройством, но немножко теории и Вам будет проще справиться с его
настройкой. Первое, что нужно знать, это хотя бы азы принципа работы
карбюратора и основные его органы управления и регулировок. С азов и
начнем. Рассмотрим принцип работы карбюратора на
примере рисунка 1: Отверстие карбюратора, через которое
топливовоздушная смесь (смесь, которая воспламеняется в камере сгорания и
заставляет поршень двигаться вверх-вниз) подается во впускной
коллектор, как показано на рисунке стрелкой 1 (впускной коллектор - это
труба, соединяющая карбюратор с двигателем) и далее поступает в камеру
сгорания. При работающем двигателе во впускном коллекторе снижается
давление, относительно атмосферного, что также приводит к снижению
давления и в карбюраторе. Естественно, так как атмосферное давление
выше, то со стороны карбюратора, показанной синей стрелкой, воздух
начнет поступать в него и, соответственно, через впускной коллектор и
перепускные каналы в камеру сгорания. Воздух, проходя через карбюратор,
будет захватывать топливо из топливной камеры и смешиваться с ним, тем
самым создавая топливовоздушную горючую смесь. На рисунке 1 видно,
что воздух в карбюратор поступает по постепенно сужающемуся каналу. Это
подобно руслу реки. Вы наверное замечали, что в том месте, где река
сужается - течение увеличивается. Тоже происходит и в карбюраторе:
движение воздуха убыстряется, что приводит к еще большему его
разряжению. Камера, где находится топливо, соединена с атмосферой,
поэтому давление в ней выше, и топливо по трубочке поднимается вверх и
смешивается с воздухом. Получается топливовоздушная горючая смесь. Чем
ниже давление в карбюраторе - тем больше топлива поступает и смешивается
с воздухом. Теперь пойдем глубже. Как же регулировать подачу
топлива с воздухом? Наверное все вы замечали, что на руле мотороллера
справа есть ручка газа? :о) Вот она то и управляет карбюратором.
Рассмотрим рисунок 2 ниже: Ручка газа на руле напрямую соединена с
воздушной заслонкой и закрепленной в ней дозирующей иглой. При
отпущенном газе игла практически полностью перекрывает канал подачи
топлива из поплавковой камеры (почему поплавковой, мы расскажем ниже) а
воздушная заслонка - перекрывает воздух. Как же игла перекрывает канал
топлива? Да очень просто! Посмотрев рисунок 3 Вы все должны понять сразу. Чем
больше Вы добавляете газ, тем выше поднимается игла золотника и тем
больше открывается канал подачи топлива. Вместе с иглой поднимается и
воздушная заслонка. Количество горючей смеси пропорционально
увеличивается и подается в камеру сгорания, где и воспламеняется искрой
свечи. Как же работает холостой ход? Зачем он нужен? Нужен он для
стабильного поддержания небольших оборотов двигателя во время, когда
мотороллер не едет, что бы двигатель не заглох, а также для экономии
топлива. Горючая смесь в этом режиме довольно бедная и поступает через
отдельный канал. Принцип работы показан на рисунке 4. Когда ручка газа отпущена, игла золотника перекрывает
основной канал подачи топлива, лишь воздушная заслонка 3 остается чуть
открытой, подавая немножко дополнительного воздуха для холостых оборотов
(далее по тексту сократим холостые обороты - ХХ). Отверстие, через
которое подается топливная смесь для ХХ, расположено за воздушной
заслонкой и топливовоздушная смесь через него начинает поступать в
цилиндр только когда разрежение в карбюраторе сильно увеличивается, т.е.
когда воздушная заслонка сильно перекрывает воздух. Горючая смесь
на ХХ готовиться таким образом: топливо из поплавковой камеры подается
по каналу 4 и смешивается с воздухом входящим через отдельный воздушный
канал показанный синей стрелкой. Качество смеси регулируется винтом
качества смеси ХХ 2, т.е. чем больше вы закручиваете винт, тем больше
перекрываете воздушный канал, тогда смесь становится богаче (в ней
больше топлива), чем больше вы откручиваете винт - тем больше поступает
воздуха и смесь становится беднее (в ней больше воздуха). Таким образом,
завинчивая вывинчивая винт регулировки качества ХХ, Вы добиваетесь
оптимальной пропорции. Больших или меньших оборотов двигателя
добиваються небольшим поднятием или опусканием основной воздушной
заслонки 3. Для этого сбоку установлен специальный винт количества
оборотов. Закручивая его Вы приподнимаете воздушную заслонку, откручивая
- приопускаете. Для правильной дозировки топлива и воздуха в местах
где происходит их забор устанавливаются жиклеры. Что же это такое,
жиклер? Схематически в разрезе он выглядит как показано на рисунке 5: Отверстие
1 в нем выбирается определенного диаметра и не позволяет потреблять
топлива или воздуха больше нормы. Жиклеры установлены на входах в каналы
подачи топлива на основной и холостой ход. Также, иногда, вместо
регулировочного винта качества воздушной смеси ХХ на входе в воздушный
канал устанавливается жиклер. Плюсы данной конструкции - не требуется
регулировать качество смеси, минусы - при износе со временем, либо при
других факторах Вы не можете ничего отрегулировать.
Что же
такое поплавковая камера? Это емкость в карбюраторе, где находится
топливо. С помощью пластикового или железного поплавочка уровень бензина
в камере всегда остается стабильным. Как только топливо начинает
уменьшаться, поплавочек опускается и иголка, с которой он соединен,
открывает отверстие подачи топлива из бензобака. Бензин начинает течь,
поплавок снова поднимается и уровень стабилизируется.
Стоит
упомянуть, что когда двигатель холодный, ему недостаточно топлива для
нормального запуска и смесь нужна богаче. Согласитесь, крутить винты и
менять жиклеры для этого не совсем удобно :о) Для этого создан
дополнительный канал подачи топливной смеси, очень похожий на основной,
только меньших размеров. Там также есть воздушная заслонка и игла,
только управление заслонкой происходит в основном двумя способами:
1). Ручное управление. На руле установлен рычажок. На холодную Вы его
поворачиваете, открывается дополнительный канал и поступает
дополнительная смесь. По мере прогрева поворачиваем рычаг в исходное
положение. 2). Автоматическое управление. Игла и заслонка
соединены с устройством, которое принудительно нагревается. Нагрев
зачастую происходит спиралью (подобной в кипятильнике), подключенной к
генератору. При этом материал, который нагревает спираль, расширяется и
толкает шток к которому и присоединена воздушная заслонка с иглой. Время
прогрева рассчитано оптимальным образом, и по истечение определенного
времени (приблизительно от 3 до 7 минут) канал полностью закрывается.
Следует
учесть, что регулировку карбюратора нужно проводить только на хорошо
прогретом двигателе. На холодном двигателе будет мешать не закрывшаяся
заслонка дополнительной подачи топлива, неправильная работа двигателя по
причине не полного его прогрева. Начинайте регулировку сразу после того
Вы покатались на скутере или же после 10-15 минут прогрева. Также перед
регулировкой проверьте, а лучше смените на новую свечу зажигания.
Проверьте загрязненность воздушного фильтра, прочисте его или смените на
новый. Убедитесь что выхлопная система чиста. Желательно также промыть в
бензине и продуть сжатым воздухом все каналы и жиклеры в карбюраторе.
Вот только после этого можно приступать к регулировкам.
А
теперь сама регулировка карбюратора. Игла в воздушной заслонке может
перемещаться относительно ее в небольших пределах. Для этого на игле
есть пазы в которые вставляется штопорное колечко. Ставим это колечко в
средний паз. Болт регулировки качества смеси завинчиваем до упора и
отвинчиваем обратно на 1 1/4 - 1 1/2 оборота. Заводим мотороллер. Если
холостых оборотов нет, они слишком низкие или высокие, регулировкой
винта холостых оборотов увеличиваем их, если высокие, то уменьшаем.
Затем снова, регулировкой винта качества смеси, добиваемся максимальных
холостых оборотов и завинчиваем его обратно на 1/4 - 1/2 оборота.
Пробуем ехать. Если при разгоне с места есть провалы, еще на 1/4 оборота
закручиваем винт качества смеси. После каждой регулировки винтом
качества подгоняем холостые обороты двигателя винтом холостых оборотов.
При перерасходе топлива, нужно опустить иглу золотника на одно деление и
произвести регулировку заново, как описано выше. Если наоборот, скутеру
все равно не хватает топлива, есть провалы, поднимаем иглу на деление
вверх и все повторяем регулировку сначала. В некоторой степени
правильность регулировки карбюратора можно определить по цвету изолятора
свечи. Если цвет коричневый - значит в общем качество топливо
нормальное. В основном принцип работы и устройство всех карбюраторов
одинаковы, поэтому не важно какой маркой мотороллера Вы обладаете.
Конечно отрегулировать очень точно и правильно карбюратор может только
опытный специалист, но благодаря данной статье Вы сможете это неплохо
сделать и сами.
|