Что
такое центробежное автоматическое сцепление? Это механическое
устройство, которое автоматически, при определенных оборотах двигателя, с
помощью центробежных сил соединяет вторичный вал вариатора с
редуктором. Оно используется для плавного
троганья мотороллера с места без каких либо ручек и педалей. Такое
сцепление установлено в основном на всех типах мотороллеров, где
установлен клиноременный вариатор.
Рассмотрим принцип работы
автоматического центробежного сцепления с помощью рисунка:
Вторичный вал клиноременного вариатора 2 (далее
просто вал вариатора) установлен на первичном валу редуктора 4 (далее
просто вал редуктора) на подшипниках 8, и благодаря этому два вала
вращаются независимо друг от друга в тот момент когда мотороллер не
заведен или работает на холостых оборотах. На валу вариатора
установлена пластина 2 к которой крепятся колодки 3 (с помощью втулок 7)
с приклеенными к ним асбестовыми накладками 5. Колодки прижимаются под
действием пружин 6 в направлении к центру вала вариатора. При
определенных оборотах двигателя, под воздействием центробежных сил,
пружины разжимаются и колодки 3 начинают двигаться в направлении,
указанном стрелками с буквой С. При этом накладки 5 плавно прижимаются к
диску 1, который жестко прикручен к валу редуктора 4, вал редуктора
соединяется с валом вариатора и они начинают вращаться синхронно.
Как же получается
так, что мотороллер плавно трогается с места? Очень просто. На оборотах
двигателя, при которых мотороллер только начинает трогаться с места,
сила С показанная стрелками на рисунке еще не велика, поэтому колодки
проскальзывают (трутся) по диску 1, и он начинает вращаться, но еще с
меньшей скоростью чем вал вариатора. С увеличением оборотов, когда эта
сила возрастает, проскальзывание плавно уменьшается и наступает момент,
когда колодки 3 с накладками 5 прижимаются так сильно, что сцепляются
жестко и обороты вторичного вала вариатора 2 беспрепятственно передаются
редуктору 4 и становятся равными. Дальше вступает в работу редуктор, но об этом
уже другая статья...
|