Если мотор «табуретки»
вдруг затих, проведите проверку № 1: в баке есть бензин? Копи есть,
ищите «засаду» в системе зажигания. Всегда хочется верить в простейшее -
«кончилась» свеча. Отсюда проверка № 2: установите заведомо рабочую
свечу, проверните мотор электростартером или киком. Движок завелся?
Виновата она. Не заработал? Ищите дальше. Попробуем оживить скутер ВМ Galaxy, его
электросхема - типичная для аппаратов этого класса (отличия только в
Suzuki Sepia). Снимите пластик, разыщите элементы системы зажигания.
Коммутатор найти несложно: это небольшая пластмассовая коробочка с
разъемом, куда подходят 5 либо б проводов с изоляцией разных расцветок.
Обнаружить катушку зажигания еще проще: к ней от свечи зажигания ведет
высоковольтный провод (он толще других). Электромагнитный датчик и
генератор расположены в двигателе, но проверить их работоспособность
можно и без его разборки. Представьте, как действует электросистема. Напряжение
поступает с генератора на коммутатор и накапливается в конденсаторе. По
сигналу электромагнитного датчика конденсатор мгновенно разряжается на
катушку зажигания. В ней напряжение этого импульса повышается до
нескольких тысяч вольт и по высоковольтному проводу, через свечной
колпачок, поступает на свечу. От коммутатора или датчика к замку
зажигания подходит провод - он для того, чтобы глушить двигатель: когда
замок выключен, провод замкнут на «массу». Ваша задача проверить все эти
цепи. Вооружитесь цифровым
мультиметром, настройте его на режим измерения сопротивления. Убедитесь,
что двигатель находится в электрическом контакте с рамой скутера. Затем
определите назначение проводов, подходящих к разъему коммутатора.
Начните с провода «массы» (обычно он зеленого цвета) - между ним и рамой
сопротивление должно быть равно нулю. К катушке зажигания подходят два
провода: один соединен с «массой», другой идет на коммутатор.
Посмотрите, какого цвета «коммутаторный» (найдете его в разъеме
коммутатора). Разберите «клюв» скутера. Освободите от защитного
колпачка замок зажигания.
Фото слева: Чтобы
добраться до замка зажигания снимите эту часть облицовки Фото посередине:
Устройство с массивным радиатором - регулятор напряжения, к системе
зажигания он отношения не имеет Фото справа: Коммутатор Выберите среди проводов
те, что к нему подходят. Тот, что совпадает по расцветке с одним из
проводов на разъеме коммутатора, и есть «глушащий» провод. Остается
определить назначение двух проводов -от питающей катушки генератора и от
электромагнитного датчика. Черный с красной полосой, как правило, от
датчика, другой - от питающей катушки. Чтобы убедиться, что не ошиблись,
измерьте сопротивление между ними и «массой»: сопротивление датчика в
2-3 раза больше, чем у высоковольтной обмотки генератора. Электросхема Suzuki Sepia
отличается от описанной: у нее коммутатор и катушка зажигания объединены
в один корпус. Тут можно проверить только провода, идущие к нему, и
сопротивление обмотки генератора, которая одновременно является и
датчиком. Проверять
узлы удобнее и надежнее, если станете измерять сопротивление на клеммах
проводов, идущих к коммутатору. Заодно проверите и проводку: бывает,
что электроцепь разорвана в ней. Если мультиметр показывает, что
сопротивление одного из них равно бесконечности, то, «двигаясь» вдоль
него, найдете обрыв. «Движение» начните со свечного колпачка. Заглянув в него,
убедитесь, что пружинка, установленная на контакте, не потерялась, а
сам колпачок надевается на свечку с заметным усилием (если крепление
ненадежное, двигатель будет работать с перебоями). Эта деталь
обязательно должна быть оборудована резиновым уплотнительным кольцом -
иначе в сырую погоду искра будет «убегать» на «массу». Проверять вторичную
обмотку проще одновременно с инспекцией высоковольтного провода и
свечного колпачка. Снимите колпачок со свечи и проверьте сопротивление
между клеммой, которая надевается на свечу, и «массой». У нас получилось
около 7,5 Ом, Теперь отсоедините колпачок от провода и определите
сопротивление между проводником провода и «массой» - должно получиться
около 2,5 кОм. Следовательно, сопротивление помехопо-давляющего
резистора 5 кОм. Сопротивление провода должно быть равно нулю. Если понадобится заменить
высоковольный провод, ищите только тот, что с металлической жилой.
Автомобильный высоко-омный, имеющий волоки истую жилу с углеродным
наполнителем, здесь непригоден! Теперь наступил черед катушки зажигания. Здесь
нужен цифровой вольтметр -сопротивление первичной обмотки незначительно,
и стрелочный прибор не даст точных данных. Проверьте сопротивление
между проводом, который идет к катушке, и «массой». Тут есть
особенность. Если замкнуть щупы цифрового омметра, его показания обычно
больше нуля. Запомните, сколько именно, и вычтите эту величину из
показаний при проверке катушки. Разница должна быть равна 0,2-0,3 Ом
-это и есть сопротивление первичной обмотки. С катушкой зажигания все в
порядке? Идем дальше. Следующий этап - цепь «заглушки» мотора. Подсоедините
мультиметр к проводу, идущему от колодки коммутатора к замку зажигания.
Поверните ключ зажигания: в положении «выключено» прибор должен показать
ноль, в положении «старт» - «бесконечность».
Слева: Катушка
зажигания. Сопротивление ее первичной обмотки должно составлять 0,2 -
0,3 Ом Посередине:
Сопротивление между "массовыми" проводами и "массой" должно быть равно
нулю Справа:
Сопротивление "глушащего" провода при включенном зажигании должно
оставаться на нуле, при выключенном - на "бесконечности" Остается проверить
состояние электромагнитного датчика и питающей обмотки генератора.
Найдите в разъеме коммутатора черный провод с красной полосой, измерьте
мультиметром его сопротивление относительно «массы»: оно должно
составить около 500 Ом. Это датчик. Сопротивление провода питающей
обмотки (в нашем случае он синий с белой полосой) - 150-200 Ом. Если
величина заметно меньше, возможно, в питающей катушке произошло
внутреннее замыкание. В этом случае она уже не даст достаточного
напряжения для искры. Если остались сомнения в работоспособности детали,
обратитесь в мастер- скую: для демонтажа и диагностики генератора
потребуется специальное оборудование. Попытаетесь разобрать генератор
своими силами - можете его сломать.
Фото: Проверьте
состояние свечного колпачка, сопротивление помехоподавляющего резистора
на нем - около 5 кОм Если все вышеперечисленные элементы системы зажигания в
порядке, а «массовые» провода надежно соединены с «землей», но искры
по-прежнему нет, значит, неисправен коммутатор. Проверить его в условиях
гаража невозможно - придется обратиться в техсервис или, чтобы не
морочить себе голову, купить новый коммутатор. Когда будете искать
причину «гибели» замененного, не слушайте тех, кто скажет, что авария
произошла из-за того, что вы ездили без аккумулятора. Это чушь! Системы
электроснабжения, в которую входит АКБ и зажигание, на скутерах
полностью независимы.
Слева: Показатель
сопротивления вторичной обмотки катушки - около 2,5 кОм Посередине: Сопротивление
цепи высоковольтной обмотки генератора должно быть около 500 Ом
Справа: "Штатное"
сопротивление цепи датчика - около 150 Ом А теперь о том, как проще всего уничтожить
электрооборудование. Рано или поздно на «пожилом» скутере нужно что-то
подварить. Помните, если будете работать электросваркой, даже если нужно
всего лишь что-то «прихватить» или «поставить точку», обязательно
отсоедините коммутатор и стабилизатор напряжения -иначе их угробите. Во
время сварки закрепите «массу» сварочного аппарата как можно ближе к
месту сварки. Учтите, силовые агрегаты большинства скутеров крепятся к
раме через сайлент-блоки - они не пропускают ток. Значит, ток пойдет по
«массовым» проводам. А это смерти подобно: за несколько секунд сварочный
ток превратит провода в комок «армированной» расплавленной пластмассы.
|