Электросеть в скутерах - штука, требующая
заботы, если за ней не ухаживать, закапризничает. Поухаживаем - займемся
поиском и устранением неисправностей в электропроводке скутера. Итак,
какой-то электрический узел перестал работать. Если под рукой схема
проводки, считайте, повезло - неисправность устраните быстро. По цвету
провода, указанному на схеме, легко проследить путь тока. «Прозвоните»
мультиметром подозрительный участок. Двигайтесь от аккумулятора к замку
зажигания и далее через панель приборов или переключатели к отказавшему
узлу. Несколько замеров - и жизнь почти налажена: найдете обрыв провода
или место, где он замкнул на массу. Останется устранить неисправность. Если же окажется, что проводка цела и
электричество до узла доходит, - значит, неисправен сам узел. Чтобы в
этом убедиться, подключите вместо него заведомо «рабочий». Если схемы
нет, «Больной, разденьтесь!», снимите пластиковые облицовки и все
прочее, что мешает добраться до проводов и разъемов. Сначала осмотрите
проводку - ищите разрыв. Нашли? Ножом или кусачками оголите оба конца
разорванного провода. Очень соблазнительно просто скрутить медные жилы и
замотать их изолентой, но результат будет недолговечным: проводники под
изоляцией быстро окислятся, и контакт снова пропадет. Если же лента
старая или некачественная, изоляция размотается еще раньше - и провод
замкнет на массу. Добиться
надежного и долговечного соединения помогут: специальные клеммы,
«обжимка» (инструмент, которым клеммы, как следует из названия, сжимают)
и термоусадочная трубка. Все это (см. на одном из фото внизу) можно
купить в радиомагазине. Наденьте на провод термоусадочную трубку длиной
3-4 см. Выбирайте ту, что чуть больше провода по диаметру. Продвиньте ее
по проводу подальше - чтобы не мешала вести ремонт. Вставьте оголенные
жилы в клемму и сожмите «обжимкой». Надвиньте термоусадочную трубку на
место соединения и слегка подогрейте зажигалкой - она плотно «сядет» на
провод. Такая трубка защитит не только от короткого замыкания, но и от
влаги. «Термоусадка» после нагрева становится довольно твердой - жестче,
чем изоляция провода. Это свойство помешает медной жиле гнуться от
вибрации и, в конце концов, сломаться в месте контакта с клеммой. Сейчас
в магазинах автозапчастей и радиодеталей предлагают множество видов
клемм. | Так
соединяются два провода и провод с клеммой. | Кембрики бывают разного
диаметра. Выберите тот, который наденется на провод с минимальным
зазором.
|
Обжатый участок нужно заизолировать - надеть на него
кусок термоусадочного кембрика и прогреть промышленным феном или, на
худой конец, зажигалкой. | Мультиметр - незаменимый
помощник при поиске электрических
неисправностей.
|
Это если вы
обнаружили обрыв провода. А если осмотр ничего не даст и все провода
увидите целыми и невредимыми? Значит, контакт пропал в одном из
разъемов. В первую очередь обратите внимание на те, что расположены в
«горячих точках» - местах, на которые попадают вода и грязь. Среди них
наверняка найдется разъем, покрытый зеленью окиси меди. Обычно это и
есть виновник всех бед. Иногда, если несколько раз разъединить-соединить
фишки разъема, контакт удается восстановить. Но не надолго. Чтобы
кризис не повторился, вымойте грязь из соединения. Слой окисла снаружи
клемм удалите скальпелем, а изнутри - иглой от шприца. Радуетесь плодам своего труда? Но неполадки в
электропаутине можно избежать, если ухаживать за скутером. Например,
сразу после покупки опылить разъёмы влаговытесняющими жидкостями вроде
ВВС, WD-40 или им подобными. Это важно проделать, в первую очередь, с не
всегда надежной китайской техникой, даже новой. Перед тем, как
отправляться в первую поездку, проверьте и смажьте все соединения. Не к добру это - перекраивать паутину жгутов с
проводами на свой лад: лучше, чем на заводе, все равно не получится. Не
лепите куда попало светодиоды и прочие лампочки, стремясь превратить
скутер в новогоднюю елку. А если все-таки решите его украсить, ни в коем
случае не разрезайте провода штатной проводки. Лучше подсоедините
вводимую проводную паутину к разъему. Периодически, пару раз в сезон,
осматривайте жгуты - ищите потертости на изоляции проводов. Найдете -
обмотайте пострадавший участок качественной изолентой.
|