Элементы свечи, находящиеся в
камере сгорания, подвергаются высоким термическим и механическим
нагрузкам, а также химическому воздействию продуктами неполного сгорания
топлива и масла. Температура рабочей части свечи может колебаться в
пределах от 400 до 900°С. Среднее напряжение на электродах составляет
12-15 кВ и выше. Рассмотрим устройство свечи, показанной на рисунке
1:
Основными элементами свечи являются
металлический корпус 4, изолятор 2 (изготовлен из стойкого к перепадам
температуры фарфора), центральный электрод 6 и боковой 7 а также резьба
5, с помощью которой она ввинчивается в головку цилиндра. Между резьбой 5
и корпусом 4 устанавливается уплотнительное кольцо из алюминия или меди
для предотвращения прорыва газов. Изолятор 2 предотвращает утечку
электричества от контакта 1 на корпус свечи 4. На нем зачастую делают
несколько кольцевых канавок для увеличения площади поверхности, тем
самым напряжение пробоя на корпус увеличивается. Внутри керамического
изолятора 2 расположен контактный стержень 3 и центральный электрод 6
(между которыми может быть установлен резистор, подавляющий
радиопомехи). Сбоку свечи приварен и загнут массовый электрод 7.
Электроды 6 и 7 изготовлены из жаропрочных металлов, вот между ними и
возникает искра.
Свечи характеризуются и отличаются
несколькими основными параметрами: 1.Диаметром,
длинной и шагом резьбы, размером шестигранника для завинчивания и
отвинчивания. 2. Калильным числом, т.е. способностью свечи
нагреваться до определенной температуры при различных тепловых нагрузках
двигателя. Свечи с небольшим калильным числом называю горячими, с малым
- холодными. 3. Величиной искрового зазора. Зазор между
контактами может быть разный для каждой марки свечи и составляет от 0,5
до 1 мм.
Стоит более подробно рассказать о калильном
числе. По тепловым качествам свечи делятся на "горячие" - для
двигателей с невысокой температурной нагрузкой (обычно низкооборотистые
двигателя) и " холодные" - для работы с высокой рабочей температурой и
степенью сжатия двигателя (более высокооборотистые двигателя и с
воздушным охлаждением). Калильное число равно среднему индикаторному
давлению, при котором начинается калильное зажигание. Чем больше это
число, тем свеча более устойчива к высоким температурам, следовательно,
более "холодная". Калильное число свечи определяется на специальной
установке по возникновению калильного зажигания. Калильное зажигание,
это неуправляемый процесс поджога горючей смеси от раскаленных рабочих
частей свечи. При температуре свечи 500°С и выше нагар, представляющий
собой углеродистые вещества, образовавшиеся в результате сгорания масла и
топлива в камере сгорания двигателя, сгорает. Происходит самоочищение
свечи. Нагар в основном состоит из кокса, золы и масла. Вследствие
плохой теплопроводности свечи с нагаром перегреваются, что в свою
очередь вызывает перебои в работе системы зажигания. Когда
температура свечи менее 500°С, происходит усиленное нагарообразование на
тепловом конусе изолятора и свеча начинает работать с перебоями, так
как через нагар происходит утечка тока высокого напряжения. Чтобы
обеспечить бесперебойную работу свечи, нижняя часть теплового конуса
изолятора должна иметь температуру в пределах 500 - 600°С. При
слишком высокой температуре изолятора и центрального электрода (более
800°С) возникает калильное зажигание, когда рабочая смесь воспламеняется
от соприкосновения с раскаленным конусом изолятора и центрального
электрода до появления искры между электродами свечи. В результате
происходит слишком раннее воспламенение рабочей смеси.
Техническое обслуживание свечей. Так как свеча работает в
тяжелых условиях, ее нужно периодически обслуживать. Каждые максимум 5
тыс. километров контролировать рабочий зазор и чистить от нагаров. Ни в
коем случае не применяйте старый дедовский метод прокаливания на
газу!!! Это может повредить изолятор. Внешне признаков повреждения вы
можете и не заметить, но вот постоянные перебои в работе двигателя
начнут доставать. Поэтому для чистки подойдет обычная щетка с железной
щетиной - доводит до блеска :) Не помешает после очистки щеткой продуть
свечу с помощью компрессора или насоса с насадкой. Всегда возите
с собой в запасе 1-2 запасных, заведомо исправных свечей и свечной
ключ. Они довольно часто могут давать перебои в пути и будет неприятно
тащить мотороллер в руках или просить о помощи окружающих! При
завинчивании новой свечи, ее резьбу можно немного натереть графитовым
карандашом. Это позволит без труда вывернуть ее при следующем ТО.
Как подобрать свечу, если нужной не оказалось под рукой или ее
нет в продаже? Ниже приведена таблица взаимозаменяемости свечей
импортных и отечественных производителей:
Отечес- твенные
AC
Delco, США
BERU, Германия
BOSCH, Германия
Champion, США
EYQUEM, Франция
Magneti, Италия
NGK, Япония
Nippon, Япония
BRISK, Чехия
А10Н
45F
14-10А
W10AC
L86C
200
CW3N
В4Н
W14F-U
N19
А11
45F
14-9А
W9AC
L86C
502
CW3N
В4Н
W14F-U
N19
А11-1
45F
14-9А
W9AC
L86C
502
CW3N
В4Н
W14F-U
N19
А11-3
45F
14-9А
W9AC
L86C
502
CW3N
В4Н
W14F-U
N19
А11-5
45F
14-9А
W9AC
L86C
502
CW3N
В4Н
W14F-U
N19
А11Р
R44F
14R-8A
WR8AC
RL86C
-
CW3NR
BR5HS
W14FR-U
NR17
А14В
43FS
14-8В
W8BC
L92YC
550S
CW7N
BP5HS
W14FP
N17Y
А14В-2
43FS
14-8В
W8BC
L92YC
550S
CW7N
BP5HS
W14FP
N17Y
А14ВМ
C425FS
14-8В
W8BC
L92YC
550S
F7NC
BP5HS
W14FP
N17YC
А14ВР
CR425FS
14R8B
WR8BC
RL87Y
RC42S
CW7NR
BPR4HS
W14FPR
NR17YC
А14Д
C44XL
14-8С
W8CC
N5C
600L
CW6L
B5ES
W17ES
L17
А14ДВ
43XLS
14-8DU
W8DC
N11YC
600LS
CW6LP
BP5ES
W16EX
L17Y
А14ДВР
CR425XLS
14R-8DU
WR8DC
RN11YC
RC32LS
CW6LPR
BPR5ES
W16EXR-U
LR17YC
А14ДВРМ
CR425XLS
14R-8DU
WR8DC
RN11YC
RC32LS
F6LCR
BPR5ES
W16EXR-U
LR17YC
А17В
42FS
14-7BU
W7BC
L87YC
600S
CW6NP
BP6HS
W16FP
N15Y
А17ВМ
42FS
14-7BU
W7BC
L87YC
C42S
F6NC
BP6HS
W16FP
N15Y
А17ВРМ
42FS
14R-7BU
WR7BC
RL87YC
RC42S
F6NCR
BPR6HS
W16FPR
NR15Y
А17Д
42XLS
14-7DU
W7DC
N9YC
750LS
CW7L
BP6ES
W20EP
L15Y
А17ДВ
42XLS
14-7DU
W7DC
N9YC
750LS
CW7LP
BP6ES
W20EP
L15Y
А17ДВ-1
42XLS
14-7DU
W7DC
N9YC
750LS
CW7LP
BP6ES
W20EP
L15Y
А17ДВ-10
42XLS
14-7DU
W7DC
N9YC
750LS
CW7LP
BP6ES
W20EP
L15Y
А17ДВW
-
-
-
N9DMC
-
-
ВР6ЕК
W20ET
-
А17ДВМ
CR42XLS
14-7DU
W7DC
N9YC
C52LS
F7LC
BP6ES
W20EP
L15YC
А17ДВР
CR42XLS
14R-7DU
WR7DC
RN9YC
RC52LS
CW7LPR
BPR6ES
W20EPR
LR15YC
А17ДВРМ
CR42XLS
14R-7DU
WR7DC
RN9YC
RC52LS
F7LCR
BPR6ES
W20EPR
LR15YC
АМ17В
CS42S
14S-7F
WS7F
CJ7Y
700CTS
AW5C
ВРМ6А
W20MP-U
P17Y
А20Д
C41XL
14-6CU
W7CC
N3C
75LB
CW7L
B7ES
W20ES
L14
А20Д-1
C41XL
14-6CU
W7CC
N3C
75LB
CW7L
B7ES
W20ES
L14
А23
41F
14-5AU
W5AC
L82C
755
CW8N
B7H
W22FS
N14
А23-2
41F
14-5AU
W5AC
L82C
755
CW8N
B7H
W22FS
N14
А23В
41FS
14-5BU
W5BC
L82C
755S
CW8NP
BP7HS
W20FPR-L
N12Y
А23ДМ
41XLS
14-5CU
W5CC
N6C
C72LS
FLC9L
BP7ES
W22EK-S11
L12YC
А23ДРМ
C42N
14-5C
W5CC
N3C
C72LS
FLC9LR
B7ES
W22ES
L14C
А23ДВР
41XLS
14R-5DU
WR5DC
RN6YC
RC72LS
F9LCR
BPR7ES
W22EKR-S11
LR12YC
А23ДВМ
41XLS
14-5DU
W5DC
N6YC
C72LS
F9LC
BP7ES
W22EK-S11
L12YC
А23ДВРМ
41XLS
14R-5DU
WR5DC
RN6YC
RC72LS
F9LCR
BPR7ES
W22EKR-S11
LR12YC
А26ДВ-1
-
-
-
N6DMC
-
-
BP7EKN
W24ET-S
-
М8-1
C88
18-10A
V8A
K17, D16
K200M
CM3N
A-6
L14-U
M18
Свеча, это хороший индикатор работы двигателя. По состоянию ее электродов можно определить
качество горючей смеси, установку угла опережения зажигания,
правильность выбора марки свечи.
На рисунках ниже показаны
состояния свечей и "болезни" приведшие к этому:
Рис 1.
Светло-коричневый нагар. Нормальная работа свечи.
Рис
2. Бархатистый нагар черного цвета.
Рис 3. Черный
масляный нагар
Рис 4.
Толстый слой рыхлых отложений
Рис 5.
Отложения красного цвета
Рис 6.
Оплавление центрального электрода
А теперь пояснения к рисункам. С помощью таблицы ниже, Вы сможете определить
правильность выбора свечи, качество топлива и т.д., найти неисправность:
Состояние
свечи, номер рисунка
Причина
Сопутствующие
признаки
Способы устранения
неисправности
Рис
1. Светло-коричневый нагар.
Двигатель
работает нормально. Правильно подобранная по характеристикам, хорошо
работающая свеча. Нормально настроенный карбюратор и зажигание.
Качественное масло и топливо.
Расход
топлива и масла в норме.
По мере
надобности чистить свечу и контролировать зазор.
Низкая
компрессия из-за износа цилиндро-поршневой группы (в 4-х тактных
моделях еще и негерметичность клапанов).
Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя.
Неустойчивая работа на холостых оборотах. Трудности с пуском на холодную
и на горячую.
В данной ситуации
поможет только разборка двигателя и ремонт цилиндро-поршневой группы.
Если неплотность клапанов - требуется их притирка или замена.
Загрязнен воздушный фильтр.
Повышенный расход топлива. Падение мощности
двигателя. При сильном загрязнении - неустойчивая работа на холостых
оборотах, трудности с пуском на горячую.
Заменить или промыть воздушный фильтр.
Неправильная установка зазора, неисправность
свечи.
Повышенный расход топлива.
Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах,
трудности с пуском.
Отрегулировать
зазор или сменить свечу на новую.
Калильное число свечи больше необходимого для данного
двигателя.
Повышенный расход топлива.
Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах,
трудности с пуском.
Заменить свечу на
новую с правильным калильным числом.
Рис 3. Черный масляный нагар.
Повышенная подача масла маслонасосом или его
неисправность (для 2-х тактных двигателей)
Повышенный расход масла, неустойчивая работа
двигателя на холостом ходу, затруднен пуск. Забрызгивание свечи до
полной остановки двигателя.
Отрегулировать
или отремонтировать маслонасос
Попадание масла в камеру сгорания (для 4-х тактных
двигателей)
Заменить маслосъемные
колпачки клапанов или кольца поршней.
Рис 4. Толстый слой рыхлых отложений.
Низкое качество бензина или масла.
Перебои в работе двигателя, затруднен пуск.
Сменить используемое масло или топливо.
Рис 5. Отложения красного
цвета.
Превышение
допустимых норм концентрации металлосодержащих присадок в бензине.
Возможны перебои в работе
двигателя, затруднен пуск.
Сменить
используемое топливо.
Рис 6. Оплавление центрального электрода.
Калильное число свечи меньше необходимого для
данного двигателя.
Перебои в работе
двигателя, затруднен пуск.
Заменить
свечу на новую с правильным калильным числом.