Из соображений
экономичности, все больше скутеров оснащается четырехтактными
двигателями. Хотя эти моторы при одинаковом объеме цилиндра уступают по
мощности двухтактным, они обладают своими преимуществами: -экономичность расхода
топлива -надежность -простота обслуживания -четырехтактный двигатель
работает тише и устойчивей. В отличие от двухтактного двигателя, в котором смазка
коленвала, подшипников коленвала, компрессионных колец, поршня, пальца
поршня и цилиндра осуществляется благодаря добавлению масла в топливо;
коленвал четырехтакного двигателя находится в маслянной ванне. Благодаря
этому Вам не надо смешивать бензин с маслом или доливать масло в
специальный бачок (на моделях двухтактных скутеров с раздельной системой
смазки). Достаточно залить чистый бензин в топливный бак и можно ехать,
при этом отпадает необходимость покупки специального масла для
2-тактных двигателей. Так же на зеркале поршня и стенках глушителя и
выхлопной трубы образуется значительно меньше нагара. К тому же, в
2-тактном двигателе происходит выброс топливной смеси в выхлопную трубу,
что объясняется его конструкцией. К незначительным недостаткам, которые
с лихвой окупаются достоинствами, можно отнести работы по регулировке
теплового зазора клапанов и время разгона скутера с места, которое
несколько больше, чем у двухтактных мопедов. Последнюю проблему можно
устранить оптимальной настройкой вариатора и центробежного сцепления. Итак, перейдем к описанию
устройства и работы четырехтактного двигателя скутера. На коленвале установлена
ведущая звездочка, обеспечивающая (через цепь) вращение
распределительного вала, находящегося в головке цилиндра. Этот вал
определяет, когда должен быть открыт или закрыт один из двух клапанов
(клапаны впуска и выпуска), в зависимости от положения поршня. На
распредвале находятся кулачки, которые задействуют коромысла клапанов.
(на схеме изображен распределительный вал) Коромысла нажимают на тот или иной клапан,
открывая его. Между регулировочным болтом коромысла и клапаном должен
быть зазор, так называемый тепловой зазор. При нагревании металл
расширяется, и если тепловой зазор мал или его нет совсем, то клапаны не
будут плотно закрывать впускной или выпускной каналы, поэтому так важно
регулировать зазор клапанов.
Выхлопные газы горячее топливной смеси, и выпускной клапан нагревается
(а следовательно и расширяется) больше, чем впускной. Этим объясняется
разница зазоров на впускном и выпускном клапанах. Принцип работы двигателя
внутреннего сгорания изучают в школе, но я все же опишу его. Первый такт,
впуск. Поршень идет вниз, клапан впуска открывается, и топливная
смесь поступает из карбюратора в цилиндр. Когда поршень достигает
нижнего положения, клапан впуска закрывается. Второй такт, сжатие. Поршень идет
вверх, топливная смесь сжимается. Кокда поршень находится в нескольких
миллиметрах от верхней мертвой точки (ВМТ), свеча воспламеняет топливо,
сжатое поршнем. Третий такт, рабочий ход (расширение).
После воспламенения горючего оно сгорает, горячие газы быстро
расширяются, толкая поршень вниз (оба клапана закрыты). Четвертый такт, выпуск. По инерции
коленвал продолжает свое вращение (для равномерности вращения на
коленвале установлены грузы - щеки коленвала), поршень идет наверх.
Одновременно открывается выпускной клапан, и отработавшие газы выходят в
выхлопную трубу. При достижениии поршнем ВМТ, выпускной клапан
закрывается. Далее повторяются все четыре такта. Хотелось бы еще
коротко описать принцип работы двухтактного двигателя, для сравнения.
Как следует из названия, этот мотор имеет только два такта. Первый такт.
Поршень идет вверх, сжимая топливную смесь в камере сгорания.
Происходит воспламенение смеси (не достигая ВМТ). Когда поршень
находится в ВМТ, впускные окна в стенке цилиндра открыты, благодаря
этому топливная смесь поступает в кривошипную камеру (из-за разницы
давления, в камере оно ниже) Вот это анимированая модель двухтактного
двигателя, на ней же показан принцип работы резонатора, который
возвращает топливную смесь обратно в цилиндр. В четырехтакном же
двигателе выпускной канал закрывается клапаном, поэтому установка
тюнингового глушителя, рассчитаного на двухтакники, ничего (кроме шума)
не принесет. Второй такт, рабочий ход. Расширяющиеся газы толкают
поршень вниз. Когда он находится внизу, он открывает выпускные и
впускные (здесь – окно канала, связывающего кривошипную камеру и
цилиндр) окна. Так как газы выходят в сторону меньшего сопротивления,
т.е. в выхлопную трубу, их место занимает топливная смесь, поступающая
из кривошипной камеры, где смесь находится под давлением. Далее все повторяется.
|